Осознанное сновидение ‒ это изменённое состояние сознания, при котором человек осознаёт, что видит сон, и может в той или иной мере управлять его содержанием. Это некое пограничное состояние между фазой быстрого сна и бодрствованием.
Осознанные сновидения могут начинаться либо в течение обычного сна, когда спящий со временем осознаёт, что спит, либо непосредственно из состояния бодрствования без временной потери осознанности. Некоторые достигают такого состояния, когда переживают сонный паралич. У некоторых людей это случается спонтанно и, как правило, когда сон очень чуткий.
В процессе осознанного сновидения возможно моделирование любых ситуаций, невозможных в обычной жизни, что открывает широкий спектр возможностей для прикладного применения:
- осознанный сон можно рассматривать как виртуальную реальность, где практически отсутствуют какие-либо ограничения;
- научившись уверенному управлению действиями и событиями в осознанном сновидении, например: полётам во сне вместо падений, изменению сюжетных линий, схожих, типовых и повторяющихся снов сновидец имеет возможность испытать и перенести ощущение уверенности в свою повседневную жизнь и, в том числе, избавиться от некоторых страхов или фобий.
Как оставаться осознанным во время сновидений?
Это важный вопрос для всех, кто интересуется медитацией, поскольку медитация на самом деле является процессом преодоления сновидений.
Вы постоянно видите сны ‒ и не только ночью, не только во время сна ‒ вы имеете сновидения весь день. Это ‒ главное, что надо понимать. Когда вы бодрствуете, вы всё ещё во власти сновидений.
Просто закройте глаза в любое время дня. Расслабьте тело и вы почувствуете, что сновидение здесь. Оно никогда не исчезает, оно только подавляется нашей дневной деятельностью. Оно подобно звёздам днём. Ночью вы видите звёзды. Днём вы не можете их видеть, но они всегда здесь. Они просто подавлены дневным светом. Если вы заберётесь в глубокий колодец, то вы сможете увидеть звёзды на небе даже днём. Чтобы увидеть звёзды, нужна определённая темнота.
То же самое истинно и по отношению к сновидениям. Это означает, что вы имеете сновидения не только во время сна. Во сне вы их легко ощущаете, поскольку нет дневной деятельности; в этой ситуации возможно увидеть и почувствовать внутреннюю деятельность. Когда вы встаёте по утрам, сновидения продолжаются внутри, в то время как вы начинаете действовать снаружи.
Этот процесс дневной деятельности просто подавляет сновидения. Сновидения здесь. Закройте глаза, расслабьтесь в кресле и внезапно вы сможете почувствовать: звёзды здесь, они никуда не уходили. Сновидения всегда здесь. Это ‒ непрерывная деятельность.
Если сновидения продолжаются, то нельзя сказать, что вы на самом деле проснулись. Ночью вы спите в большей степени, а днём ‒ в меньшей степени. Эти отличия относительны, поскольку если сновидения здесь, то нельзя сказать, что вы действительно пробудились. Сновидения создают фильм поверх сознания. Этот фильм подобен дыму, вы окружены им. Вы не можете реально пробудиться, пока имеются сновидения, независимо от того, день сейчас или ночь. Поэтому вы сможете сказать о том, что пробудились, только тогда, когда сновидений не будет совсем.
Мы называем Будду пробудившимся. Что такое пробудившийся? Это пробуждение на самом деле представляет собой прекращение внутренних сновидений. Ваши движения там есть, а сновидений нет. Это выглядит так, как будто на небе нет звёзд и оно становится чистым пространством. Когда нет сновидений, вы становитесь чистым пространством. Эта чистота, эта невинность, это сознание без сновидений и есть то, что известно как просветление ‒ пробуждение.
Столетиями одухотворённые лица во всём мире (на Востоке и на Западе) утверждали, что человек спит. Иисус говорил это, Будда говорил это, Упанишады говорили об этом: человек спит. Поэтому когда вы спите ночью, то спите в несколько большей степени; днём вы спите в меньшей степени. Но одухотворённые утверждают, что человек спит. Это следует понять.
Георгий Иванович Гурджиев (российский мистик, духовный учитель, писатель, композитор, путешественник) утверждал, что человек спит. «Фактически человек является некоторым видом сна. Всё является глубоким сном», ‒ говорил он. Смысл сказанного в том, что вы не можете знать и помнить, кто вы такой. Если вы встретите человека на улице и спросите его: кто он такой, а он не сможет ответить, что вы подумаете о нём? Вы будете думать, что он или сумасшедший, или пьяный, или просто спит. На путях божественного все подобны этому человеку. Вы не можете ответить: кто вы такой.
Это первое значение того, что говорил Гурджиев или Иисус, или кто-либо другой о спящем человеке: вы не осознаёте самого себя, не знаете самого себя, никогда не встречали самого себя. Вы знаете много вещей в объективном мире, но не знаете субъекта. Состояние вашего ума таково, как если бы вы смотрели на фильм и были так поглощены им, что единственная вещь, которую вы знаете, ‒ это исторический сюжет, что бы там ни появлялось на экране. Если тогда кто-то спросит вас: кто вы такой, вы не сможете ничего ответить.
Сновидения являются всего лишь фильмом! Это ‒ ум, отражающий внешний мир. Мир отражается в зеркале ума ‒ вот что такое сновидения. И вы так глубоко увлечены ими, так сильно отождествляете себя с ними, что полностью забыли, кто вы такой. Видящий сны потерян в самих сновидениях ‒ вот что означает быть спящим. Вы видите всё, кроме самих себя; чувствуете всё, кроме самих себя; знаете всё, кроме самих себя. Это незнание себя и является сном. Пока сновидения не прекратятся, вы не сможете пробудиться в самом себе.
Вы могли испытывать подобное иногда: когда в течение 3-х часов смотрели фильм, потом внезапно фильм закончился, и вы вернулись в себя. Вы помните, что прошло 3 часа и что это был просто фильм. Вы плакали, потому что фильм был трагедией для вас, или смеялись, или делали что-либо ещё, а теперь вы смеётесь над собой. Какую ерунду вы делали! Это был всего лишь фильм, придуманная история. На экране ведь ничего не было: просто игра света и тени, игра электричества. Теперь вы смеётесь: вы вернулись в себя. Но где вы были в течение этих 3-х часов? Вы были не в своём центре; вы двигались полностью по периферии; бродили там, где был фильм; вы были не с самим собой, а где-то в другом месте.
Подобное случается в сновидениях. Сновидения ‒ это то, чем является наша жизнь. Фильм длился только 3 часа, но сновидения продолжаются: жизни, жизни и жизни. Даже если сновидения внезапно прекратятся, вы будете не в состоянии распознать, кто вы такой. Вы вдруг почувствуете себя очень слабым, даже испуганным, будете пытаться снова двигаться в фильме, поскольку вам известен только он. Вы знакомы с ним, вы хорошо приспособлены к нему.
Для тех случаев, когда происходит прекращение сновидений, имеется путь, особенно в дзэне (одной из важнейших школ китайского и восточно-азиатского буддизма), известный как путь внезапного просветления. Среди этих 112 методов имеются много техник, которые могут дать вам внезапное пробуждение. Но это может оказаться слишком большим испытанием, возможно, вы будете не в состоянии выдержать это. Вы можете просто взорваться или даже умереть, поскольку так долго жили со сновидениями, что у вас в памяти нет сведений о том, кто вы такой, если нет сновидений.
Если бы весь этот мир внезапно исчез, и вы остались одни, это было бы таким большим шоком, что вы бы умерли. То же самое могло произойти, если бы внезапно все сновидения исчезли из вашего сознания. Ваш мир исчезнет, потому что он был вашими сновидениями.
Мы находимся не в реальном мире. Вернее, «мир» состоит не из вещей, внешних для нас, а из наших сновидений. Поэтому каждый живёт в мире своих собственных сновидений.
Запомните, это не один мир, о котором мы продолжаем говорить. Географически ‒ это так, но психологически ‒ имеется столько же миров, сколько и умов. Каждый ум является своим собственным миром. И если ваши сновидения исчезнут, ваш мир исчезнет. Без сновидений вам трудно будет жить. Вот почему в общем случае не используются внезапные методы, а только постепенные. Постепенные методы используются не потому, что есть некоторая потребность в постепенных процессах. Вы можете внезапно совершить прыжок в реализацию сию же минуту. Здесь никогда не было никаких барьеров. Вы уже есть эта реализация, поэтому можете совершить прыжок сию же минуту. Но это может оказаться фатально опасным. Вы можете оказаться не в состоянии вынести это. Это будет слишком многим для вас.
Вы приспособлены только к ложным сновидениям. Вы не можете видеть реальность, вы не умеете встречать её. Вы ‒ как тепличное растение, живёте в своих сновидениях, которые помогают вам многими способами. Это ‒ не просто сновидения, для вас они являются реальностью.
Постепенные методы используются не потому, что для реализации требуется время. Реализация не нуждается во времени! Реализация не есть нечто, что должно быть достигнуто в будущем, но при использовании постепенных методов вы достигнете её в будущем. Так что же делают постепенные методы? Они на самом деле помогают вам не «реализовать реализацию», но выдержать её. Они делают вас способными и сильными чтобы, когда реализация случится, вы смогли её вынести.
Имеется 7 методов, с помощью которых вы можете немедленно преодолеть свой путь к просветлению. Но вы не в состоянии будете вынести это. Можно ослепнуть ‒ слишком много света. Или можно внезапно умереть ‒ слишком много блаженства.
Как можно преодолеть эти сновидения, этот глубокий сон, в котором вы находитесь, чтобы остаться осознанным во время сновидений? Этот вопрос важен с точки зрения такого преодоления. Я расскажу о двух методах.
Первый метод ‒ помнить во время бодрствования, что это сновидение
Этот метод заключается в том, чтобы действовать, вести себя так, как будто бы весь мир был просто сновидением. Что бы вы ни делали, помните, что это сновидение. Во время еды помните, что это сновидение. Во время ходьбы помните, что это сновидение. Пусть во время бодрствования ваш ум непрерывно помнит, что всё является сновидением. В этом причина того, что мир называется майей, иллюзией, сновидением.
Это не философский аргумент. К сожалению, когда Шанкару переводили на английский, немецкий, французский, на любые западные языки, то он воспринимался просто как философ. Это создало много недоразумений. На Западе имеются философы, например, Беркли, которые утверждают, что мир ‒ это только сновидение, проекция ума. Но это ‒ философская теория. Беркли выдвигает это как гипотезу.
Когда Шанкара утверждает, что мир является сновидением, ‒ это не философия, не теория. Шанкара выдвигает это утверждение как помощь, как поддержку для определённой медитации. И вот эта медитация: если во время сновидения вы хотите помнить, что это сновидение, вы должны будете начать, когда ещё бодрствуете. Обычно, когда вы видите сон, вы не можете помнить, что это сон, т.к. думаете, что это реальность.
Почему вы думаете, что это реальность? Потому что весь день думали, что всё является реальностью. Это превратилось в отношение, в фиксированную позицию. Во время бодрствования вы принимали ванну ‒ это было реальным. Во время бодрствования вы ели ‒ это было реальным. Во время бодрствования вы говорили с другом ‒ это было реальным. В течение всего дня, в течение всей жизни, что бы вы ни думали, вы относились к этому как к реальности. Это зафиксировалось. Это стало фиксированной позицией в вашем уме.
Поэтому когда вы видите ночью сон, срабатывает та же самая позиция, и вы думаете, что это реальность. Поэтому давайте сначала порассуждаем. Должно быть некоторое сходство между сновидением и реальностью; в противном случае подобная позиция испытывала бы определённые трудности.
Я вижу вас. Затем я закрываю глаза, вхожу в сновидение и вижу вас в своём сне. Между обоими типами видения нет никакой разницы. Что я делаю, когда я действительно вижу вас? Ваше изображение отражается в моих глазах. Я не вижу вас. В моих глазах отражается лишь ваше изображение, а затем это изображение трансформируется посредством некоторого таинственного процесса ‒ и наука до сих пор не в состоянии понять, как это происходит. Это происходит не в глазах, глаза являются только окнами. Я вижу вас не глазами, я вижу вас через глаза.
В глазах вы только отражаетесь. Вы можете быть только картинкой: реальностью, сновидением. Помните, сновидения являются трёхмерными. Я могу распознать картинку, потому что картинка является двумерной. Сновидения являются трёхмерными, поэтому они выглядят в точности так же, как и вы. И глаза не могут различить: является ли то, что они видят, реальным или нереальным. Нет никакого способа для такого суждения; глаза не являются судьёй.
Затем изображение трансформируется в химическое сообщение. Это химическое сообщение подобно электрическим сигналам. Они поступают куда-то в голову. Пока неизвестно, где расположена та точка, с которой глаз вступает в контакт, чтобы передать видимую поверхность. Меня достигают только сигналы, и затем они расшифровываются. Я декодирую их и таким образом узнаю, что происходит.
Я всегда внутри, а вы всегда снаружи, и мы с вами не встречаемся. Поэтому, являетесь вы реальным или сновидением ‒ это проблема. Даже сию минуту нет способа судить о том, вижу ли я сон или вы действительно здесь. Слушая меня, как можете вы сказать, что вы слушаете меня, что вы не видите сон? Нет такого способа. Вот почему позиция, которую вы поддерживаете весь день, переносится и в ночь. И когда вы видите сны, то принимаете их за реальность.
Испытайте противоположное: это то, что имеет в виду Шанкара. Он говорит, что весь мир является иллюзией, что весь мир является сновидением. Нужно помнить это. Но мы ‒ тупые люди. Если Шанкара говорит: «Это ‒ сновидение», то мы говорим: «Зачем делать что-нибудь? Если всё это ‒ только сновидение, то нет необходимости питаться. Зачем продолжать есть и в то же время думать, что это ‒ сновидение?» Не ешьте! Но тогда помните: когда вы чувствует голод ‒ это сон. Или ешьте, а когда почувствуете, что съели слишком много, вспомните, что это ‒ только сон.
Шанкара не призывает вас изменить сновидение, помните это, поскольку усилия по изменению сновидения тоже являются ложными, основанными на вере в то, что они являются реальностью. В противном случае не было бы нужды в каком-либо изменении. Шанкара просто утверждает, что всё, что нас окружает, ‒ это просто сновидение.
Не делайте ничего, чтобы изменить это, просто постоянно помните об этом. Попытайтесь непрерывно в течение 3-х недель помнить: всё, что бы вы ни делали, является просто сновидением. Сначала это очень трудно. Вы будете снова и снова впадать в старую структуру вашего ума, будете начинать думать, что это ‒ реальность. Вы должны будете постоянно будить себя, чтобы напоминать себе, что это ‒ сновидение. Если такое отношение будет непрерывно поддерживаться в течение 3-х недель, то на 4-ой или 5-ой неделе каждую ночь во время сновидений вы будете вдруг вспоминать, что это ‒ сновидение.
Имеется один способ проникновения в сновидение с полным сознанием, с осознанием. Если вы сможете помнить ночью во время сновидения, что это ‒ сновидение, то и днём вам не нужны будут никакие усилия, чтобы помнить, что всё кругом тоже является сновидением. Вы будете это знать.
В самом начале, когда вы будете практиковаться, это будет всего лишь притворство. Вы начнёте всего лишь с веры в то, что это ‒ сновидение. Но когда вы сможете помнить во время сновидения, что это ‒ сновидение, это станет реальностью. Тогда и утром, когда вы встанете, вы не будете ощущать, что пробудились ото сна, а будете чувствовать, что просто пробудились от одного сновидения, чтобы попасть в другое. Тогда это станет реальностью. И если все 24 часа в сутки превратятся в сновидение, и вы сможете чувствовать и помнить это, то будете оставаться в своём центре. Тогда ваша осознанность будет направлена в обе стороны.
Если вы видите сны и ощущаете их как сновидения, то начинаете ощущать видящего эти сны ‒ субъекта. Если вы воспринимаете сновидения как реальность, то не сможете ощутить субъекта. Если фильм становится реальностью, вы забываете самого себя. Когда фильм прекращается, и вы знаете, что он не был реальностью, ваша реальность прорывается, взрывается; вы можете почувствовать самого себя.
Это был один из старейших индийских методов. Вот почему мы настаиваем на том, что мир является нереальным. Мы не имеем это в виду в философском смысле; мы не говорим, что этот дом является нереальным, и поэтому вы можете пройти через его стены. Мы не это имеем в виду! Когда мы говорим, что этот дом является нереальным, ‒ это некоторый приём. Это не аргумент против дома.
Итак, Беркли предположил, что весь мир является просто сновидением. Однажды утром он прогуливался с доктором Джонсоном, который был закоренелым реалистом, поэтому Беркли сказал: «Вы слышали о моей теории? Я работаю над ней. Я чувствую, что весь мир является нереальным, и невозможно доказать, что он реален. И тяжесть доказательства этого лежит на тех, кто утверждает, что он реален. Я говорю, что он нереален ‒ он просто как сновидение».
Джонсон не был философом, но у него был очень проницательный логический ум. Они просто гуляли утром по безлюдной улице. Джонсон взял в руку камень и ударил Беркли по ноге. Показалась кровь, и Беркли вскрикнул. Джонсон сказал: «Почему вы кричите, если камень является всего лишь сновидением. Что бы вы ни говорили, вы верите в реальность этого камня. То, что вы говорите, ‒ это одно, а то, что вы делаете, ‒ это совершенно другое и противоположное. Если ваш дом ‒ всего лишь сновидение, то куда же вы вернётесь после утренней прогулки? Если ваша жена ‒ всего лишь сновидение, то вы никогда больше её не встретите».
Реалисты всегда аргументируют таким образом, но они не смогут спорить таким образом с Шанкарой, поскольку его слова не являются философской теорией. Он ничего не говорит о реальности; он ничего не предполагает относительно Вселенной. Это скорее приём, предназначенный для того, чтобы изменить ваш ум и вашу основную зафиксированную позицию таким образом, чтобы вы могли смотреть на мир совершенно другим образом.
Это постоянно является проблемой для индийской мысли, поскольку для индийской мысли всё является лишь приёмом для медитации. Мы не думаем об этом как об истинном или неистинном. Мы относимся к этому как к вспомогательному средству для трансформации человека.
Этот подход принципиально отличается от западного. Когда они предлагают теорию, то связывают её с тем, истинна она или неистинна, можно ли её доказать логически или нельзя. Когда мы предлагаем что-нибудь, мы не связываем это с его истинностью; мы думаем о его полезности, о его возможностях, о его способности трансформировать человеческий ум. Это может быть истинным, а может быть и не истинным. На самом деле это не то и не другое ‒ это просто приём.
Снаружи я видел цветы. Утром встаёт солнце, и всё становится таким прекрасным. Вы никогда не были за пределами дома, и никогда не видели цветов, никогда не видели утреннего солнца. Вы никогда не видели открытого неба; вы не знаете, что такое красота. Вы жили в запертой тюрьме. Я хочу вывести вас наружу. Я хочу, чтобы вы вышли под открытое небо, чтобы увидеть эти цветы. Как я должен сделать это?
Вы ничего не знаете о цветах. Если я расскажу о цветах, вы подумаете: «Он сошёл с ума. Цветов не существует!» Если я расскажу об утреннем солнце, вы подумаете: «Он ‒ фантазёр. Он видит видения и сны. Он ‒ поэт». Если я расскажу об открытом небе, вы будете смеяться: «Где это открытое небо? Здесь только стены, стены и стены».
Так что же я должен делать? Я должен что-то изобрести то, что вы могли бы понять и что помогло бы вам выйти наружу, поэтому я говорю, что дом в огне и начинаю бежать. Это становится заразительным: вы бросаетесь за мной и выбегаете наружу. Потом вы поймёте, что то, что я говорил, было ни истиной, ни ложью. Это был просто приём. Тогда вы узнаете цветы и сможете простить меня.
Будда делал это, Махавира делал это, Шива делал это, Шанкара делал это. Мы можем простить их позже. Мы всегда прощаем их, поскольку раз мы вышли наружу, то понимаем, что они сделали. И затем понимаем, что бесполезно было спорить с ними, потому что это не является предметом спора. Огня не было, но мы могли понять только этот язык. Цветы были, но мы не могли понимать язык цветов, их символика была для нас бессмысленна.
Итак, это один путь. Кроме того, на другом полюсе имеется и второй путь. Этот метод составляет один полюс; другой метод составляет другой полюс того же самого. Один метод заключается в том, чтобы начать чувствовать и помнить, что всё является сновидением.Другой метод не связан с какими-либо мыслями о мире, а с тем, чтобы продолжать помнить, что вы есть.
Второй метод ‒ продолжать помнить, что вы есть
Гурджиев использовал этот второй метод. Этот второй метод пришёл из суфийской традиции, из ислама. Они разработали его очень глубоко. Помните о том, что вы есть, что бы вы ни делали. Вы пьёте воду, едите свою пищу ‒ помните: «Я есть». Продолжайте есть и продолжайте помнить: «Я есть, я есть». Не забывайте этого! Это трудно, потому что вы уже думаете, что знаете, что вы есть, поэтому какая нужда в непрерывном напоминании об этом? Вы никогда не вспоминаете об этом, а ведь это очень многообещающая техника.
Когда вы идёте, вспоминайте: «Я есть». Пусть ходьба будет здесь, продолжайте идти, но постоянно фиксируйте себя на напоминании себе, что «я есть, я есть, я есть». Не забывайте этого. Вы слушаете меня, но не будьте настолько уж слиты со мной, вовлечены, отождествлены. Что бы я ни говорил, продолжайте вспоминать. Слушанье здесь, слова здесь, кто-то говорит, а вы: «Я есть, я есть, я есть…» Пусть это «я есть» будет постоянным фактором вашей осознанности.
Это очень трудно. Вы не можете непрерывно вспоминать даже в течение 1 минуты. Попытайтесь. Положите часы перед глазами и следите, как движутся стрелки. Одна секунда, 2 секунды, 3 секунды… продолжайте смотреть на них. Делайте две вещи: смотрите на движение секундной стрелки и непрерывно вспоминайте: «Я есть, я есть». Каждую секунду вспоминайте: «Я есть». Через 5-6 секунд вы почувствуете, что забыли. Вдруг вспомните, что прошло много секунд, а вы не вспоминали, что вы есть.
Такое вспоминание даже в течение 1-й минуты является чудом. И если вы можете вспоминать в течение 1-й минуты, то эта техника ‒ для вас. Тогда делайте её. Благодаря ей, вы станете способным выйти за пределы сновидений и узнаете, что сновидения являются сновидениями.
Как работает эта техника? Если весь день вы сможете вспоминать, что вы есть, то это также проникнет в ваш сон. И когда вы будете видеть сны, вы непрерывно будете помнить, что вы есть.
Если в сновидениях вы сможете вспоминать, что вы есть, то внезапно сновидение станет просто сновидением. Тогда сновидение не сможет обмануть вас и его невозможно будет принять за реальность. Это определённый механизм: сновидение воспринимается как реальность, потому что вы не вспоминаете о себе; вы опускаете «я есть». Если нет напоминаний о самом себе, то сновидение становится реальностью. Если напоминание о себе имеется, то так называемая реальность становится просто сновидением.
Имеется различие между сновидением и реальностью. Для медитативного ума или для науки о медитации это единственное различие. Если вы есть, то вся реальность становится просто сновидением. Если вас нет, то сновидения становятся реальностью, Нагарьяна говорит: «Сейчас я есть, следовательно, мира нет. Когда меня не было, мир был. Может существовать только один из нас». Это не означает, что мир исчез. Нагарьяна не говорит об этом мире, он говорит о мире сновидений. Или вы можете быть, или мир может быть ‒ оба быть не могут.
Итак, первым шагом будет непрерывное вспоминание: «я есть». Не говорите «Рама», не говорите «Шиам». Не используйте никаких имён, потому что вы ‒ не это. Просто используйте: «Я есть».
Пытайтесь делать это при любой деятельности, а затем чувствуйте это. Чем более реальным вы становитесь внутри, тем более нереальным становится окружающий мир. Реальность превращается в «я», а мир становится нереальным. Или мир реален, или «я» реален ‒ оба не могут быть реальными. Если чувствуете, что вы ‒ теперь просто сновидение, тогда мир является реальным. Смените акценты. Станьте реальным, и мир станет нереальным.
Гурджиев непрерывно продолжал работать над своим методом. Его главный ученик Пётр Демьянович Успенский рассказывает, что когда Гурджиев применял к нему этот метод, и он практиковал его, непрерывно 3 месяца вспоминая: «Я есть, я есть, я есть…», то после этих 3-х месяцев всё прекратилось. Мысли, сновидения, всё остановилось. Внутри осталась только одна нота, подобная вечной музыке: «Я есть, я есть, я есть…» Но тогда это было уже без усилий. Это была непроизвольная деятельность, продолжающая это «я есть». Затем Гурджиев вызвал Успенского из дома, т.к. в течение 3-х месяцев он содержался в доме и ему не позволено было выходить.
Тогда Гурджиев сказал: «Пойдём со мной». Они жили тогда в российском городе Тифлисе. Гурджиев вызвал его из дома, и они пошли по улице. Успенский пишет в своём дневнике: «В первый раз я смог понять, что имел в виду Иисус, когда говорил о том, что человек спит. Весь город казался мне спящим. Люди двигались во сне, владельцы магазинов продавали во сне, их клиенты покупали во сне. Весь город спал. Они сердились, дрались, любили, покупали, продавали, делали всё.
Успенский говорит: «Теперь я мог видеть их лица и глаза: они спали. Они были не здесь. Внутренний центр был потерян, он был не здесь». Успенский сказал Гурджиеву: «Мне не хочется больше гулять. Что случилось с городом? Все кажутся спящими, наркоманами».
Гурджиев сказал: «С городом ничего не случилось, нечто случилось с вами. Вы не принимали наркотики, город ‒ тоже. Это то же самое место, по которому вы гуляли 3 месяца назад, но вы не видели, что другие люди спят, потому что вы сами спали. Теперь вы можете видеть, т.к. в вас появилось некоторое количество осознанности. Через 3 месяца непрерывной практики этого «я есть», вы в очень небольшой степени стали осознающим. Часть вашего сознания вышла за пределы сновидений. Вот почему вы можете видеть, что все спят, мертвы, движутся, как загипнотизированные или принявшие наркотик».
Успенский сказал: «Я не могу вынести это явление ‒ все спят! Что бы они ни делали, они не отвечают за это. Как они могут быть ответственными?» Он вернулся и спросил Гурджиева: «Что это? Обманут ли я каким-то образом? Сделали ли вы со мной что-то такое, что для меня весь мир кажется спящим? Я не могу поверить своим собственным глазам».
Но это случится с любым. Если вы сможете вспоминать о себе, то узнаете, что никто не вспоминает о себе, и таким образом каждый продолжает двигаться. Весь мир спит. Но начните, пока вы не проснётесь. В любой момент, когда вы вспомните, начинайте: «я есть».
Я не имею в виду, что вы должны повторять слова «я есть», скорее вы должны ощущать это. Принимая ванну, ощущайте это «я есть». Пусть будет прикосновение холодного душа, и пусть вы сами будете где-то позади, ощущая его и вспоминая: «Я есть». Вспоминайте, я не говорю, что вы словесно должны повторять «я есть». Повторение этих слов не даст вам осознанности. Наоборот может даже ещё больше усыпить вас. Многие люди повторяют некоторые слова. Они продолжают повторять: «Рама, Рама, Рама…», и если они просто повторяют без осознанности, то эти «Рама, Рама, Рама…» становятся наркотиком. При их помощи они могут крепко спать.
Вот почему на Западе так привлекателен Махеш Йоги: он даёт людям для повторения мантры. А на Западе сон стал одной из наиболее серьёзных проблем. Сон полностью расстроен. Естественный сон исчез. Вы можете спать только при помощи транквилизаторов и наркотиков; в противном случае сон стал невозможным. Вот в чём причина привлекательности Махеш Йоги. Потому что если вы постоянно повторяете что-нибудь, то это повторение даёт вам глубокий сон; в этом всё дело.
Таким образом, так называемая трансцендентальная медитация есть ни что иное, как психологический транквилизатор. Но он хорош для сна, а не для медитации. Вы сможете хорошо спать, сон будет более спокойным. Это хорошо, но это совсем не медитация. Если вы постоянно повторяете любое слово, то это порождает скуку, а скука способствует сну.
Итак, что-нибудь монотонное, повторяющееся может помочь заснуть. Ребёнок в утробе матери спит непрерывно 9 месяцев. Причиной этого является «тук-тук, тук-тук…», произносимое сердцем матери. Непрерывно слышны эти удары сердца. Это ‒ одна из наиболее монотонных вещей на свете. Непрерывным повторением одних и тех же ударов ребёнок наркотизируется. Он продолжает спать.
Вот почему, когда ребёнок плачет, кричит, создаёт какие-либо проблемы, мать прикладывает его головку к своему сердцу. Тогда он сразу же чувствует себя хорошо и засыпает. Причиной этого является сердцебиение. Он снова становится частью матери. Вот почему, даже если вы ‒ не ребёнок, но ваша жена или любимая девушка кладёт вашу голову себе на грудь, вы почувствуете себя засыпающим от монотонных ударов.
Психологи предлагают, чтобы вы концентрировали своё внимание на часах, если не можете заснуть. Просто концентрируйтесь на тиканье часов. Оно повторяет биение сердца, и вы сможете заснуть. Помочь может любое повторение.
Итак, постоянное напоминание «я есть» не является словесной мантрой. Это не должно повторяться словесно ‒ чувствуйте это! Будьте чувствительны к своему существованию. Когда вы прикасаетесь к чьей-либо руке, то не только прикасайтесь к ней, почувствуйте также и своё прикосновение, почувствуйте также и самого себя ‒ что в этом прикосновении тотально присутствуете вы. Когда вы едите, то не только ешьте, но ощутите также себя, принимающего пищу. Это ощущение, эта чувствительность должна проникать всё глубже и глубже в ваш ум.
Однажды внезапно вы пробудитесь в своём центре, функционирующем в первый раз. И тогда весь мир станет сновидением, тогда вы сможете узнать, что ваши сновидения являются сновидениями. И когда вы узнаете, что сновидения являются сновидениями, ваши сновидения прекратятся. Они могут продолжаться только в том случае, если вы ощущаете их как реальность. Если вы будете воспринимать их как нереальные, они прекратятся.
А когда сновидения прекращаются, вы становитесь другим человеком. Старый человек умер; спящий человек умер. Того человека, которым вы были, больше нет. В первый раз вы стали осознающим; в первый раз в мире, который спит, вы пробудились. Вы стали Буддой, вы стали пробуждённым.
При этом пробуждении больше нет страдания, после этого пробуждения больше нет смерти, после этого пробуждения больше нет страха. В первый раз вы становитесь свободным от всего. Быть свободным ото сна, быть свободным от сновидений ‒ это означает быть свободным от всего. Вы достигли освобождения. Ненависть, гнев, алчность исчезли. Вы стали просто любовью. Вы не стали любящим, вы стали самой любовью!
Ошо (Бхагван Шри Раджниш) ‒ Книга тайн. Том 1 (Вигьяна Бхайрава Тантра)