Страшное дело — о наших страхах

  • 25 Май 2014
  • 217

Страшное дело

Тревожность ‒ это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам.

Страшное дело

Сегодня мы будем бороться со своими страхами. Осваивать, так сказать, приёмы греко-римской борьбы со своими страхами. Или основы рукопашного боя со своими страхами и всяческими ужасами. В общем, не побоюсь этих слов, мочить будем в сортире все эти страхи и панические настроения. Дабы неповадно было им всем одолевать наши светлые головы, которые мы можем потратить на что-то полезное и конструктивное.

Я готов вам предложить принципиально новый метод борьбы со страхами, который вы не найдёте в других книжках. Я их все читал и ничегошеньки не понял, как всё это помогает избавиться от страхов. Больше всего меня позабавили рецепты а-ля: всё в ваших руках, всё зависит от вас, бояться нечего, ничего не бойтесь, всё хорошо, и нет никакого повода для того, чтобы бояться. Я плакал. Действительно, а чего это вам, граждане, бояться? Нет никакого повода. Просто не бойтесь ничего, и всё будет зашибись!

Наиболее распространённая техника работы со страхами ‒ анализ причин, по которым они возникли. Очень логично. Одиннадцать лет назад вас очень напугала огромная чёрная собака. Вы совершенно об этом забыли уже, сколько лет-то прошло?

Анализ истока страха

Анализируем. Год. Или два. Психоанализ ‒ наука неторопливая. Опа! Так вас, батенька, много годиков назад собака погрызла! Понятно теперь, почему вы так боитесь собак. У вас есть для этого все основания! Отправляйтесь теперь домой, и больше ничего не бойтесь.

Когда мне было лет этак 15 или 16, я боялся всего на свете. Мне проще было сказать, чего я не боялся, чем перечислять всё то, что меня пугало. Тех же собак хотя бы. При этом я помнил, что в детстве меня и правда напугала большая собака, но все эти воспоминания никак не помогали мне жить и не облегчали моё положение. Страшно было выйти на улицу: а вдруг нарвёшься на каких-нибудь «гопников»? Я очень боялся змей, хотя их никогда в глаза не видел. Я боялся грабителей, которые могут ворваться в дом. Боялся ездить по мостам: а вдруг автобус или машина упадёт вниз.

Страх ‒ это базовая эмоция, которая мобилизует силы организма с целью выжить

Страх сам по себе ‒ дело хорошее и важное. Страх способен нас оградить от разного рода неприятностей, которые мы можем предполагать. Что ещё помешает вам притронуться к раскалённой электроплите, кроме как страх обжечься? Что ещё, кроме страха, вынудит вас отойти на безопасное расстояние от автобуса, который мчится на большой скорости?

Животное, в отличие от человека, способно переживать чувства страха только на реально существующие стимулы. Заяц начнёт улепётывать, если увидит или услышит лису. Но он никуда не побежит и будет грызть капусту, если никакой лисы нет. Заяц не может думать: «А вдруг сейчас лиса придёт! А может она так хорошо спряталась, что я её не вижу, не слышу и не могу унюхать?» Заяц не может предполагать. И поэтому он грызёт капусту и ни о чём не беспокоится. До тех пор, пока не услышит какой-то подозрительный шум, не увидит нечто опасное или не почует сомнительный запах.

Человек же, как самый умный из всего живого на земле, способен не только реагировать на опасные стимулы, но и предполагать их в то время, когда они полностью отсутствуют. Это тоже очень важно, особенно когда вы идёте по тёмной улице и собираетесь завернуть в неосвещённую подворотню. Бедный заяц бы давно уже был погублен: он не видит, он не слышит и ничего не чувствует. Человек не видит, не слышит, не чувствует, но способен к прогнозу. Возьмёт и перейдёт на освещённую сторону улицы. На всякий случай. И если я скажу, что подобное умение спасло жизнь миллионам, десяткам миллионов людей, то это не будет преувеличением.

Обратная сторона реакции

Однако у этого умения есть и плачевная сторона. И если человек может предполагать, что его подстерегает какая-то опасность, то он способен предполагать абсолютно всё, что ему только может прийти в голову: от ежедневного штурма его квартиры злыми бандитами до нашествия инопланетян. Человек получил ни чем не ограниченные причины для страха. Вот вы можете себе представить, что заяц боится, будто морковка будет несвежая, или что в воздухе носятся всякие микробы? И вы, наверное, от души посмеётесь, если вообразите себе такую картину. А вот человеку всё это ‒ раз плюнуть. Можно жить в пустыне Сахара и бояться снежной бури, ибо ничто не мешает вам вообразить, что она случится.

И вот получаем: сидит некоторая супружница на кухне, ждёт своего мужа, а сама изо всех сил боится, что он изменяет ей со страшной силой. Сегодня боится. Завтра боится. Месяц боится. Из года в год боится. Предположить ведь она может, что он ей изменяет? Может. Вообразить себе всё это безобразие может? Ага. Вот и боится. Каждый божий день.

Что говорит НЛП?

В НЛП рассуждают очень здраво: если некоторый страх полностью и целиком создаётся в вашей голове, то и работать нужно с этим содержанием. И пошли манипуляции с вашими представлениями: вы видите это ярко и в движении, как если бы сидели в кино, или же это статические картинки? Вы видите это чёрно-белым или цветным? Слышите ли вы какие-нибудь слова, разговоры, звуки? Если слышите, то попробуйте их приглушить, как если бы вы уменьшили громкость звучания в радиоприемнике или телевизоре.

Близко или же далеко от вас те картины, которые вы видите? Попробуйте, как в кинотеатре, сесть дальше и отдалить от себя то, что вы видите. Что вы чувствуете? И так далее. Всё это, конечно, на деле выглядит более тонко и точно, но примерно смысл такой. Вы достигаете состояния, когда пугающие видения изменяют свою форму, содержание, цвет, звуки, насыщенность, и, таким образом, перестают вас пугать. Примечательно, что при таком подходе не имеет значения, чего именно вы боитесь: «гопников», измены, нашествия инопланетян, терроризма или ещё какой напасти.

Смысл примерно такой же, как если бы один психотерапевт долго выпытывал у вас, почему вы не любите чай, а другой ‒ потихоньку бы добавил в чай сахар или сливки и спросил: «Скажите, а вот так он вам уже более вкусен, не правда ли?»

Однако, в то время, когда я всего боялся, никакого НЛП ещё не было. Вернее, оно было, но у буржуинов, а до нас ещё даже Карнеги не добрался. А, может быть, и было, только я про это ничего не знал. Игорь Кон. И Владимир Леви. В общем, всё подряд пугает, и хрен его знает, что с этим делать, и как жить дальше. Лежу, значит, на диване, и всего боюсь. И «гопников», и собак, и автобусов на мостах, и змей, и всякую другую тварь господнюю.

А потом страхи вдруг постепенно начинают исчезать. Один за другим. Не пугают больше. И это странно: я думаю о них всё больше и больше, а они беспокоят меня всё меньше. Но тогда я не придал этому никакого значения: если исчезают страхи, то это ‒ здорово, и это значит, что я расту, взрослею и становлюсь мудрым. В общем, списал всё на то, какой я замечательный, и на том и успокоился. А много позже задумался: а какого чёрта всё это? И как такое может быть, что страхи и «пугалки» всякие были, были, и вдруг все ушли в один присест? Как-то ведь я от них самоизлечился. Но как именно?

Страшное дело

Разница между действительностью и воображением

В одной из книжек по сексологии я вычитал, что, по статистике, примерно каждая третья женщина периодически мечтает о том, как её изнасилуют. Упаси вас Боже, мужчины, понимать эту статистику буквально. Потому как ключевое слово здесь не «изнасилуют». А ключевое слово здесь «мечтают».

Женщина не хочет быть изнасилованной, она мечтает быть изнасилованной. Разница огромная. Принципиальная разница. Изнасилуйте дамочку, которая периодически мечтает об изнасиловании ‒ и с огромной вероятностью получите за это тюремный срок.

А разница вся, дорогие мои, в том, что в своих головах мы можем представлять вещи не такими, каковы они есть или каковы они могут быть, а такими, как нам захочется. Можно наделять любые ситуации любыми приятными нам качествами.

Мы можем придумывать такую ситуацию, которая нас идеально устраивает. В жизни далеко не всё нравится нам, но вот в голове мы можем создавать любые варианты знакомых нам вещей. Допускать или предполагать любое развитие ситуаций. Абсолютно любое. Какое мы захотим, такое оно и будет. Мир безграничен в своём разнообразии, но он ограничен в своих возможностях. А вот наша фантазия не ограничена ни чем.

Итак, я боюсь, что какие-нибудь «гопники» меня побьют. Я сижу дома, никакой опасности рядом нет, в окне её тоже нет, а я сижу и боюсь. И мне это не нравится. Мне не нравится ход моих мыслей. И мне не по душе, что в этом страхе я ‒ всё время жертва. Я как будто не могу этому ничего противопоставить. В жизни, если бы такое случилось, мне пришлось бы что-то делать. Убегать или хватать кирпич или палку. В жизни что-то бы происходило, и вещи не стояли бы на месте. Но в голове моей ступор. Я боюсь их встретить. Я боюсь, что я выйду, а они там. Я боюсь, что я пойду туда, а они там. Я боюсь, что они будут там, где бы я только не оказался.

Как следствие всего этого, я выхватываю пистолет и стреляю в коленку своему обидчику. Без прелюдий и предисловий. Он, конечно, тут же валится на землю и орёт благим матом. Остальные, если их несколько, замирают на мгновение и отодвигаются подальше от меня. Я кричу в их адрес все самые грязные ругательства, которые приходят мне в голову. Ещё раз стреляю, теперь уже в воздух, и они разбегаются, кроме того, что остаётся лежать. Он стонет и держится за колено, обхватив его обеими руками. «Ещё хоть раз ты, дрянь поганая, приблизишься ко мне ‒ и я тебя превращу в крысу, изувечу, урою, закопаю, в порошок сотру!» Паскуда такая, ещё ты тут будешь мешать мне жить!

Я лежу на диване, закрываю глаза и представляю себе, как я уродую и калечу всё то, что пугает меня. Создавая обидчиков и опасности в своём воображении, я на том же месте расправляюсь с ними, уничтожаю их, делаю с ними всё, что мне захочется. Я не жалею палитры, использую самые яркие краски для своей ненависти и раскаты грома для своего гнева. Я не знаю, что там за окном. Я не знаю, что там на мосту. Я не знаю, где змеи, и кусаются ли они больно? Но в своём воображении я выжигаю всю пугающую меня пакость калёным железом самых яростных и осатанелых чувств, на которые способен наш праведный гнев.

Представь, что ты зашёл в светлую комнату, зная, что там есть каменная яма, в которой сидит ядовитая змея. Яма такая, что змея никак оттуда не сможет выбраться, сколько бы она не шипела и не извивалась. Змея противная и мерзкая, её боишься, но в то же самое время её ненавидишь, ибо ненавидишь всё, что причиняет тебе страх. Ненавидишь больше, чем боишься. Ненавидишь так, что сам, наверное, способен источать ядовитую слюну…

В комнате есть бензин и спички: можно плеснуть в эту яму бензина и бросить туда зажжённую спичку. В комнате есть ёмкость с кислотой: можно вылить её в яму и посмотреть, как кислота оставит от змеи одни шипящие ошмётки…

В комнате можно найти и ледоруб ‒ длинную металлическую палку с острым металлическим ножом на конце, наподобие шпателя, которым стены зачищают. Можно взять его и изрубить змею в лапшу. Сделай что-нибудь. Изничтожь эту тварь ‒ это в твоей власти. Можешь её мучить, если захочешь. Можешь убить сразу любым способом, который тебе понравится. И когда она издохнет ‒ подойди к краю ямы и смачно плюнь в её подохшее мёртвое тело, которое больше не беспокоит тебя. Выругайся, если почувствуешь, что тебе это нужно. Пни дверь или стену в комнате, если почувствуешь, что тебе это нужно. С мыслью о том, что так ты поступишь всякий раз, если это повторится.

Я не уверен, что такой способ работы со страхами окажется полезен всем тем, кто боится экзамена. Или тем, кто боится выступать перед аудиторией. В таких случаях пугающая вас реальность ни в чём не провинилась перед вами, и в ней нет места для праведного гнева. Но если этот страх в своей основе несёт угрозу для вашего выживания, стремится причинить вам боль, преследует цель обидеть или унизить вас ‒ уничтожьте обидчика в своём воображении. Это будет легко, ибо наше воображение способно на всё: повернуть реку вспять, переиграть ситуацию по новым правилам сколько угодно раз, одолеть всех и всё на свете.

Кому-то, быть может, это покажется слишком оторванным от реальности. Это не совсем так. Иррациональные страхи в своей природе полностью оторваны от реальности, так как они возникают и конденсируются в нашем уме и нигде больше. Меня один раз напугала собака, и потом я много лет боялся всех собак на свете без всяких на то причин. Меня ни разу не преследовали никакие «гопники», а я боялся этого без всяких на то причин. Автобус, на котором я тысячи раз ездил через мост, никогда никуда не падал, а я всё равно боялся. И так далее. Все эти страхи были оторваны от реальности. Разрушение этих страхов также оторвано от реальности. Реальность в данном случае не имеет никакого значения, а важно лишь то, что страхи были, а затем они исчезли полностью и навсегда.

Последний мой страшный эпизод был примерно в то самое время, когда начали взрывать дома. И, естественно, было страшновато оказаться в их числе. На что я живо и подробно вообразил себе историю о том, что дом, действительно, взрывается, но соседний. Пыль, дым, пожар, шум-гам. Стёкла все вдребезги. Я выскакиваю на улицу и вдруг вижу силуэт убегающего подрывника. Ах ты, падла! Ах ты, гадина! И бросаюсь за ним. Ну, а дальше вы уже, наверное, догадываетесь, что к чему. Хотя, на самом деле, я белый и пушистый.

(Вит Ценёв)

Другие статьи или разделы, которые могут быть интересны

ஓજஓજஓ

Самопознание
Взаимоотношения
Медитации
Язык жестов
Китайский гороскоп
Обо всём

Ещё интересные статьи

Кризисы в жизни человека

  • 24 Сен 2014
  • 140

Когда у человека в жизни плюсов и минусов, проблем и радостей, хорошего и плохого поровну (или в привычном балансе). то на вопрос "Как жизнь?" он отвечает: "Нормально".

Польза медитации для здоровья

  • 24 Май 2014
  • 184

Специалисты в области китайской медицины уверяют, что медитация помогает справиться со многими болезнями. Наконец, это удалось доказать научно. Специалисты из Чикаго выяснили, что медитация полезна для женского здоровья.